ГОГОЛЬ. ЧИЧИКОВ. ДУШИ

ГОГОЛЬ. ЧИЧИКОВ. ДУШИ

ДОЛГОЖДАННАЯ ПРЕМЬЕРА

«Гоголь. Чичиков. Души»

Light-опера в 2-х актах

Композитор – заслуженный деятель искусств РФ Александр Пантыкин

Сюжет – Александр Пантыкин и Константин Рубинский по мотивам поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Пьеса и стихи – Константин Рубинский

Режиссер и балетмейстер-постановщик – Александр Мацко

Музыкальный руководитель – заслуженный деятель искусств Кубани Андрей Лебедев

Дирижер – Денис Ивенский

Художник постановщик – Максим Обрезков

Художники по свету – Сергей Скорнецкий

Хормейстер – заслуженный деятель искусств Кубани Игорь Шведов

Премьера 23 марта 2014 года

Фигура русского классика Николая Васильевича Гоголя вот уже полтора столетия не утрачивает интереса среди мыслящей публики. Его мистицизм, мир его героев, его жизнь и даже смерть овеяны ореолом таинственности и остаются лучшим подспорьем для воплощения множества режиссерских решений и по сей день.

Идея постановки одного из самых загадочных произведений Гоголя в Краснодаре зрела давно:

– Еще в 2004 году мы с Леонардом Григорьевичем Гатовым впервые задумались о спектакле по «Мертвым душам» в Молодежном театре. Но тогда что-то не получилось, и идея показать жизнь Гоголя через призму его произведения осталась нереализованной. А в 2009 я услышал музыку Пантыкина и решил, что стоит вернуться к давней мечте и поставить это грандиозное произведение на большой сцене нашего Музыкального театра, – говорит Александр Мацко.

Жанр, придуманный Александром Пантыкиным и названный «лайт-опера», как нельзя лучше дает возможность реализовать уникальное качество гоголевских произведений, именуемое фантасмагорией. В авторской аннотации суть жанра поясняется как «опера с элементами эксцентрической комедии, мюзикла, оперетты, рок-оперы, классического и современного балета». Что изначально закладывает возможность смены жанров и даже их смешения.

– Партитура написана по законам классического бродвейского спектакля. Музыка этого жанра очень «съедобна», она не похожа на абстрактные сочинения современных авторов. Пришло новое время, наполненное интонациями The Beatles, Led Zeppelin, Deep purple, – рассказывает композитор.

Произведение Пантыкина и Рубинского оказалось интересно еще и тем, что авторы сконцентрировали в «Мёртвых душах» Гоголя его знаковые произведения, как то: «Вий», «Ночь перед рождеством», «Женитьба», «Шинель», «Нос», «Тарас Бульба»…И их преемственность: в самом начале Хлестаков дает напутствие Чичикову на свершение плутовских делишек. Образ «благоприличного» дельца остается центральным персонажем, но теперь его действия не спонтанны, а глубоко продуманны.

Авторам было важно показать непреодолимую связь Гоголя с героями его произведений. Он сам их непосредственный участник, который всегда знает больше других, и выдает себя в своих героях центральными образами, волнующими его самого: «Эх, тройка, птица-тройка, куда ты несешься?» – учится читать возница Чичикова Селифан. Режиссер-постановщик идет еще дальше. По ходу действа возникают реминисценции из жизни самого Гоголя: как его нарекли в честь Святой иконы Николая Чудотворца, как пошел в Нежинскую гимназию, как на него повлияла встреча с художником Ивановым и как, параллельно произведению Гоголя, рождалась его картина «Явление Христа народу», на которой присутствуют оба… Режиссер пытается проследить историю жизни Гоголя и делает очередную попытку понять, откуда взялся мистицизм в его произведениях.

В результате «Гоголь. Чичиков. Души» представляет собой полотно, вмещающее в сюжет гоголевской поэмы весь мир его героев во главе с главным «чёртом» и собственную судьбу автора. Темы произведений главного мистика русской литературы актуальны и сегодня. Все герои light-оперы покажутся зрителю до боли знакомыми. А губернский город N предстанет пред нами во всем великолепии эстетики XIX века и богатстве русского колорита.


Показать полное описание Свернуть описание
Наверх