Шедевры русского балета

Шедевры русского балета

ШЕДЕВРЫ РУССКОГО БАЛЕТА


Михаил Михайлович ФОКИН


(1880-1942)


Игорь СТРАВИНСКИЙ


Петрушка


Балет в одном действии, четырех картинах


Первая картина


Петербург. Адмиралтейская площадь. Масленица. Праздничная толпа веселится у балаганов, качелей, карусели. Танцуют уличные танцовщицы, потешает толпу балаганный дед.


Барабанщики зазывают гуляк в театрик. Перед толпой появляется его хозяин – Фокусник и, открыв занавес, представляет кукол – Арапа, Балерину и Петрушку.


Арап – самодоволен и туп, Балерина – глупенькая, хорошенькая кукла, Петрушка – несчастен и забит.


Одно движение Фокусника, и куклы танцуют русскую.


Вторая картина


Комната Петрушки с портретом Фокусника на стене. Дверь распахивается. Фокусник вталкивает в комнату Петрушку.


Петрушка с проклятиями Фокуснику – виновнику всех его несчастий – бросается, было, к двери, пытаясь вырваться из своей опостылевшей тюрьмы, но взгляд его падает на портрет хозяина и, съежившись от страха в комок, Петрушка отчаянно рыдает.


Кто-то идет. Может быть, это Арап? Арап такой важный и сильный, не то, что он – Петрушка! Но в комнату входит Балерина. Петрушка счастлив! Забыты все беды и страшное одиночество. А Балерина уходит. В своей радости Петрушка не сразу замечает ее уход, а когда видит, что его комната вновь пуста, отчаянию его нет предела. Во всем виноват проклятый Фокусник! Петрушка бросается с кулаками на портрет, колотит его и... неожиданно стена, на которой висит портрет, прорывается. Петрушка вываливается в дыру на улицу. В комнату врывается хохот веселящейся толпы. Петрушка только что был там и, как и здесь, никому на улице не было дела до его тоски.


Петрушка, несчастный и опустошенный, выбирается из дыры в комнату, бессильно падает на пол.


Третья картина


Комната Арапа. Арап не выпускает из рук кокосовый орех. На нем сосредоточены все его интересы и желания. Арапу кажется, что в орехе кто-то сидит. Арап пытается расколоть орех саблей, но тщетно. Тогда Арап проникается особым почтением к ореху, начинает молиться на него.


В комнату вбегает Балерина. Арап торопливо прячет орех. Балерине нравится Арап, она хочет потанцевать с ним, но Арап лишь беспокойно возится на тахте, боясь, что Балерина увидит его драгоценность. Только когда Балерина обнимает Арапа, Арап нехотя поднимается и идет за ней. Но шум за дверью пугает их.


В комнату вбегает Петрушка. Балерина падает в обморок. Петрушка боится поверить, что Балерина любит другого, но Арап лишает его всяких сомнений: подняв саблю, он идет на Петрушку. Петрушка бежит к Балерине, Арап преграждает дорогу Петрушке, хватает его за ворот и тащит к двери.


Балерина снова падает в обморок.


Четвертая картина


Адмиралтейская площадь продолжает веселиться: танцуют сытые кормилицы, могучие кучера, танцуют цыганки вокруг захмелевшего купца, танцует ученый медведь, танцуют ряженые.


И вдруг над гомонящей толпой раздается пронзительный крик. Из театра Фокусника выбегает Петрушка. Его преследует Арап с саблей наголо. За ними бежит Балерина.


Взмах сабли, и Петрушка с рассеченной головой падает на землю. В последний раз он открывает глаза – вокруг него равнодушная толпа, над ним безмолвное небо – никому нет дела до его жизни и смерти, он один, никому не нужный.


Но городовой требует от Фокусника объяснений в учиненном беспорядке. Фокусник показывает Петрушку – ведь это только тряпичная кукла. И городовой спокойно уходит.


Расходится толпа. Уходит Фокусник, волоча за собой тряпичного Петрушку. И вдруг он слышит знакомый крик. В страхе Фокусник замирает – и видит, как на крыше театрика прыгает Петрушка, угрожая ему, пустой площади, пустому, черному небу...



Фредерик ШОПЕН


Шопениана


Балет в одном действии



Балетная сюита на музыку польского композитора Фредерика Шопена (1810-1848) сочинена Михаилом Фокиным в окончательной редакции в 1908-1909 гг. и, по его известному выражению, представляет собой «романтическую грезу». В «Шопениане» хореограф стремился воспроизвести стиль романтического балета прошлого – 1830-40-х годов, когда на сцене появились и захватили воображение современников легкокрылые танцовщицы Мария Тальони, Фанни Эльслер, Карлотта Гризи. Музыкальной основой балета стали восемь фортепьянных пьес Шопена (полонез, ноктюрн, вальс, две мазурки, прелюд, вальс и общий вальс), оркестрованных А. Глазуновым, М. Келлером и др.


Будучи внешне очень простой, эта бессюжетная хореография таит в себе немалые сложности. Она требует от исполнителей тонкого чувства стиля, музыкальности, проникновения в смысл сочинения, конечно, высокой танцевальной техники, позволяющей сложные движения передавать с предельной легкостью.


После премьеры в 1909 году в Петербурге «Шопениана» была показана в Париже с участием звезд русского балета той поры: Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. С тех пор началась международная слава этого балета, обошедшего все подмости мира и исполняемого до сих пор с неизменным успехом.



Карл-Мария фон ВЕБЕР


Видение розы


Балет в одном действии



Балет «Видение розы» («Призрак розы») был поставлен Михаилом Фокиным в труппе Русский балет Сергея Дягилева и впервые исполнен 19 апреля 1911 года в Театре Монте-Карло солистами Тамарой Карсавиной и Вацлавом Нижинским. Это камерное хореографическое произведение навеяно стихотворением французского писателя, поэта, соавтора либретто «Жизели» Теофиля Готье (1811-1872) «Я – призрак розы, которую ты вчера носила на балу». Поэтические строки посвящены призраку цветка, который является во сне девушке. Вернувшись с бала, она вновь переживает упоение своим первым успехом, вспоминает о юноше, подарившем ей красную розу. В раскрытое окно, будто с порывом ветра он влетает к ней в комнату в облике цветка. И кружится, увлекая ее в романтический танец. Пронесшись мимолетной мечтой, он исчезает. У ног проснувшейся девушки цветок – увядший, но подарившей ей миг счастья.


Балет поставлен на музыку фортепьянной пьесы немецкого композитора Карла Мария фон Вебера (1786-1826) «Приглашение к танцу», оркестрованной Гектором Берлиозом.


Художником балета был Лев Бакст (1886-1924), ведущий декоратор Русских сезонов Сергея Дягилева и балетов его труппы.


Со времени премьеры прошло почти сто лет. Но к этому сочинению романтической хореографии постоянно возвращаются все новые и новые поколения артистов.


Александр БОРОДИН


Половецкие пляски


(из оперы «Князь Игорь»)




Картина «Половецкого стана» из оперы Александра Бородина (1833-1887) «Князь Игорь» закономерно привлекла внимание Михаила Фокина. Не отрицая достижений русского классического балета, он стремился в своем творчестве к поиску новых средств выразительности танца. Его вдохновляла большая музыка – П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен, Р. Шуман, М. Равель, И. Стравинский. В ее образности он находил ключ к сценическому танцу, передавая в нем черты разных эпох и стилей.


Половецкая степь дана композитором Бородиным в ярчайшей звуковой гаме и ритмическом богатстве. В ней сходится первобытная дикость и варварство с причудливой, обольстительной лирикой, тонкостью и таинством иного мира и его культуры.


Картина «Половецкого стана» находилась в составе оперных постановок, но закономерно выделилась в самостоятельное хореографическое произведение.


Михаил Фокин показал свои «Половецкие пляски» как одноактный балет 19 мая 1909 года в Парижском театре Шатле в составе Русских сезонов Сергея Дягилева. Позже его хореография исполнялась в Петербурге и Ленинграде и продолжает сохраняться там же, как замечательное хореографическое произведение.

Показать полное описание Свернуть описание
Наверх